Ведение воинского учёта в организации
В 2023 году появились нововведения, регулирующие ведение воинского учёта в организации. Теперь электронные повестки приравнены к бумажным; вводится электронный реестр ВУ; тех, кто уклоняется от службы, ждут различные санкции (запрет на выезд и др.); повестка в электронном виде может прийти на работу; карточки на всех военнообязанных заполняются по новой форме (Ф10) и т.д. Подробнее об этих и других нюансах далее.
Как вести воинский учет в организации 2023?
Чтобы правильно вести это направление, следует изучить рекомендации по воинскому учёту в организации. Первое, что необходимо знать, - какие лица нужно учитывать. Итак, регистрации подлежат следующие категории совершеннолетних граждан:
- призывники (до 27 лет);
- военнообязанные в запасе;
- закончившие военные кафедры в государственных вузах, военных образовательных учреждениях;
- лица, освобождённые от призыва;
- имеющие отсрочки;
- женщины с военно-учётной специальностью;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу и некоторые другие.
Существует также те, кто не может быть призван в армию (подробнее в ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Изучив законодательную базу, начните с назначения ответственного лица или нескольких лиц, создания приказа о ведении воинского учёта в организации (не лишним будет согласовать его с военкоматом). Далее разработайте должностную инструкцию, план работы (также согласуйте). После этого зарегистрируйтесь в территориальном военном комиссариате. Процедура регистрации займёт немало времени, но пройти её нужно в обязательном порядке.
Затем распорядитесь о создании рабочих мест, картотеки, библиотеки нормативно-правовых актов.
Затем распорядитесь о создании рабочих мест, картотеки, библиотеки нормативно-правовых актов.Кто должен вести воинский учет в организации?
За ведение ВУ отвечает руководитель компании. Он обязан владеть актуальной информацией о том, как проходит воинский учёт в организации в 2023 году,инициировать работу в данном направлении.
Начать нужно с назначения ответственных лиц. Это могут быть освобождённые от других функций работники, основной обязанностью которых будет сбор, отслеживание, предоставление актуальной информации о призывниках и гражданах, пребывающих в запасе, бронирование и др. Альтернатива им – сотрудники, оформленные по совмещению. Обычно ведение воинского учёта в организации возлагается на кадровиков.
Как рассчитать число ответственных лиц? Главным критерием является количество подучётных:
- если их менее 500 человек – 1 работник по совместительству;
- если подлежащих учёту более 500, требуются освобождённые от других обязанностей сотрудники.
Учётная работа – дело ответственное. Поэтому документооборот следует доверить только человеку компетентному. Обучить сотрудника поможет учебный центр повышения квалификации в Пскове. Мы предлагаем удобную заочную форму, доступный и качественно изложенный материал, приемлемую оплату.
Что будет, если организация не ведет воинский учет?

ВУ – не формальная работа с документами. У него есть чёткая цель: в случаях угрозы безопасности страны – оперативная мобилизация военнообязанных граждан, обеспечение предприятий специалистами. В мирное время ВУ позволяет отследить уклонистов, а также поддерживать необходимую наполняемость армии.
В федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» прописано, какие организации ведут воинский учёт. Эта работа должна проводиться постоянно на всех предприятиях независимо от формы собственности (кроме ИП), количества сотрудников, других показателей.
Ведение воинского учёта в организации – обязанность, а не рекомендация. Поэтому невыполнение обязательств влечёт за собой последствия в виде штрафа:
- за то, что не предоставлены или несвоевременно предоставлены в орган,осуществляющий ВУ, списки работников, подлежащих ВУ;
- за неоповещение граждан об обязательном прибытии по повестке в военкомат, либо причинение препятствий своевременному прибытию по повестке;
- за несообщение в двухнедельный срок о движении лиц, подлежащих ВУ,(принятии на работу, увольнении).
Проверки проводятся представителями военкомата по плану. Для предприятий с количеством сотрудников более 500 человек планируется проверка 1 раз в год, для остальных – 1 раз в 3 года.
Какие журналы должны быть в организации для ведения воинского учета?
Воинский учёт в организации в 2023 году – это, прежде всего, кропотливая работа с документами, перечень которых может различаться на разных предприятиях. Однако всем следует иметь:
- законодательные и нормативно-правовые акты по ВУ (основу составляют закон «Об обороне», закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Положение о ВУ,Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы ВУ), методические рекомендации по воинскому учёту в организации,
- папку, где хранятся документы по военно-учётному подразделению (с описью),
- актуальные списки (также в электронном варианте),
- картотеку, состоящую изнескольких разделов согласно Приказу Министра обороны от 22.11.2021 №700,
- папку с расписками о приёме от граждан документов ВУ,
- журналы (зарегистрированные, пронумерованные, прошнурованные):
- учёта карточек граждан, подлежащих ВУ,
- регистрации переписки с различными структурами,
- проверок осуществления ВУ и бронирования граждан,
- отчёты.
Следите за тем, чтобы назначенные специалисты своевременно пополняли эту базу, отслеживая изменений в актах, вели документооборот согласно требованиям, вовремя заполняли журналы, не допускали исправлений,неточностей.
Учебный центр «СЭМС» предлагает обучение сотрудников не только делопроизводству,но и технике безопасности, антитеррористической безопасности, охране труда. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций – одна из главных задач руководителя предприятия.