8 (800) 222-52-09ежедневно с 9:00-21:00Заказать звонок

Основные вопросы правоприменения Постановления Правительства РФ №2464 от 24.12.2021

Основные вопросы правоприменения Постановления Правительства РФ №2464 от 24.12.2021С момента вступления в силу Постановления Правительства РФ №2464 от 24.12.2021 прошло уже более полугода, однако правоприменительная практика ещё не сформирована. Во многом это связано с мораториями на плановые проверки. Попробуем разобрать основные вопросы, с которыми сталкиваются специалисты по охране труда в своей практике, и получить на них практико-ориентированные ответы. Главное не забывать, что мероприятия по обучению – это профилактические мероприятия, направленные на получение работниками знаний и навыков по безопасной работе.


Постановление Правительства является подзаконным актом, регулирующим конкретные аспекты выполнения процедуры обучения. Так, Трудовой кодекс РФ, являющийся федеральным законом в статье 214 устанавливает обязанности работодателя обеспечить «обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определённых категорий работников) и проверку знания требований охраны труда» и «недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определённых категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний».

Таким образом, у работодателя появляется сразу две обязанности, вытекающие из одной и той же процедуры.При этом необходимо понимать, что работодатель (в лице генерального директора) отвечает за исполнение обязанностей работодателя с точки зрения ТК РФ, а ответственным за допуск работника к работе является его непосредственный руководитель, которому делегированы такие полномочия. Именно на непосредственного руководителя возлагается основная обязанность по контролю за соблюдением требований охраны труда в отношении подчинённых работников, контроль сроков обучения, проверки знания, допуск к самостоятельной работе.

В Кодексе об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) установлена ответственность для должностных лиц и для юридических лиц. И в данном случае образуется сразу два состава правонарушения – если работодатель не обеспечил выполнение процедуры, то он отвечает по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ как юридическое лицо, а за то, что непосредственный руководитель допустил работника в день выявления нарушения он отвечает, как должностное лицо. Причём, если работников несколько, то допуск каждого отдельного работника без обучения образует отдельный состав правонарушения («… допустил слесаря Иванова И.И.», «… допустил сварщика Петрова П.П.»).

Несмотря на то, что инструктажи и обучение по охране труда схожи по своей сути, они преследуют разные цели. Инструктаж может проводиться по программам инструктажа, которые должны содержать набор инструкций, с которыми должен ознакомиться работник исходя из его профессии или вида работ. Например, электромонтёр по ремонту электрооборудования должен быть ознакомлен с инструкциями:

• Для электромонтёра по ремонту электрооборудования;

• При работе с ручным слесарным инструментом и приспособлениями;

• При обслуживании электроустановок до 1000В;

• При оказании первой помощи пострадавшим на производстве;

• При ношении специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, не требующих обучения практическим навыкам их применения.

И другие инструкции на усмотрение его непосредственного руководителя в зависимости от того какие фактические работы выполняет данный электромонтёр. Необходимость наличия той или иной инструкции устанавливается непосредственным руководителем. Он же обязан их разработать и согласовать со службой охраны труда.

Обучение же по охране труда – это процесс получения общетеоретических знаний. Например, при обучении программе, предусмотренной подпунктом «б» пункта 46 Постановления Правительства РФ №2464 от 24.12.2021 работник должен получить общее представление о вредных и опасных производственных факторах, опасностях и профессиональных рисках, уметь определять их наличие и снижать их простейшими способами (например, уборка мешающих предметов, снижение конфликтных ситуаций между работниками и т.п.).

Следует также отметить, что в связи со вступлением в силу с 01.03.2023 положений о внесении сведений об обученных работниках в реестры единой информационной системы охраны труда Минтруда РФ возникает множество вопросов относительно сроков и способов внесения. На данный момент сроки загрузки сведений не установлены законодательством. Протоколы, изданные до 01 марта 2023 года, вносить не требуется, так как обратной силы пункты не имеют и распространяются лишь на правоотношения, возникшие с этого момента. Возможно, в дальнейшем Минтруда РФ выпустят регламентирующие правовые акты.

В настоящее время практика применения Постановления только начинает нарабатываться, поэтому важно коммуницировать и давать обратную связь разработчикам. Каждый может обратиться в Минтруда РФ со своими вопросами, замечаниями и предложениями на их официальном сайте. Следует отметить, что несмотря на то, что письма Минтруда РФ не являются нормативно-правовыми актами и руководством к действию, однако они позволяют наработать правоприменительную практику и могут стать основой для дальнейшего улучшения законодательства.

Вам также может быть интересно