Как принять участие в разработке проектов НПА
Таким образом, каждый проект нормативно-правового акта, не составляющий государственную тайну, подлежит обязательному опубликованию на специальном портале общественного обсуждения – regulation.gov.ru не менее, чем на 15 календарных дней.
В это время любой желающий, зарегистрировавшийся на сайте, имеет право подать любые пожелания, замечания и предложения к любому нормативно-правовому акту, любого министерства или ведомства, опубликованному на сайте, находящемуся в статусе «проведение публичных обсуждений». Подать предложение можно как в свободной форме, так и ответив на вопросы, предлагаемые тем или иным министерством, например:
1) Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?
2) Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
3) Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
4) Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы?
После проведения общественных обсуждений текст нормативно-правового акта вместе с предложениями граждан направляется в Минэкономразвития РФ, которое выносит общее решение об оценке регулирующего воздействия. По его результатам нормативно-правовой акт либо отправляется на доработку в ведомство для устранения указанных замечаний, либо направляется в Минюст России для регистрации и дальнейшего опубликования в качестве действующего нормативно-правового акта.
В настоящее время Минтруда России открыто общественное обсуждение нормативно-правовых актов, которые будут в дальнейшем приняты в рамках реализации закона о внесении изменений в Трудовой Кодекс:
Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций
Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда
Процедура общественного обсуждения позволяет каждому гражданину оказать влияние на принимаемые проекты нормативно-правовых актов, оценить их воздействие, в том числе указать на возникающие коррупционные риски и опасности для бизнеса, чрезмерное или избыточное, перекрестное регулирование, несоответствие документов между собой.
Конечно, не факт, что каждое предложение будет принято и включено в итоговый документ, однако в своде предложений, направляемом в Минэкономразвития учитывается абсолютно каждое предложение с обоснованием – почему оно может быть или не может быть учтено. Издание нормативно-правового акта — это кропотливая работа большого числа людей и организаций, и чтобы сделать нормативно-правовые акты более удобными, сбалансированными, рекомендуется обязательно принимать участие в процедуре общественного обсуждения каждого проекта акта, затрагивающего интересы организации.
Материал подготовил А.С. Богданов, эксперт в области охраны труда