Проект приказа о нормативной численности специалистов по охране труда
Рабочее время несовершенолетних работников
Продолжительность смены несовершенолетних
Проект приказа Минтруда о нормативной численности специалистов служб охраны труда отменяет действие постановлений Минтруда РФ, которые регулировали работу служб охраны труда и устанавливали рекомендации по расчету нормативной численности специалистов (№10 и №14 от 2000 г.).
Несмотря на то, что документ называется «Рекомендации», он является обязательным к исполнению. Его цель – оказание методической помощи работодателю.
Документ не распространяется на:
• Индивидуальных предпринимателей;
• Работодателей, не осуществляющих производственную деятельность, с численностью работников менее 50 человек;
• Работодателей – субъектов малого предпринимательства;
• Работодателей, не организующих у себя систему управления охраной труда в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.
Работодателям, не входящим в вышеуказанные категории, необходимо выполнить расчет нормативной численности специалистов по охране труда.
Нормативная численность рассчитывается исходя из следующих критериев:
1. Количество работников у работодателя – всего;
2. Количество работников с установленными по результатам СОУТ вредными или опасными условиями труда;
3. Количество структурных подразделений (отделов, секторов, бюро, цехов и т.д.);
4. Количество обособленных структурных подразделений (для каждого из них расчет выполняется отдельно);
5. Расстояние между обособленными структурными подразделениями;
6. Количество принимаемых работников ежемесячно;
7. Категория риска, присвоенного работодателю;
8. Количество несчастных случаев и микротравм;
9. Нахождение специалистов по охране труда в командировках;
10. Отсутствия специалистов по охране труда по причине болезни, отпуска и др.,
11. Норма управляемости.
В случае, если фактическая численность меньше, но позволяет обеспечить соблюдение требований охраны труда, то допускается не менять структуру и численность. Однако в этом случае важнейшим условием является отсутствие на рабочих местах службы вредных условий труда.
(В приложении к приказу можно посмотреть пример правильного расчета)
Функциональные задачи по охране труда в службе охраны труда подробно перечислены в соответствующих приложениях, являющихся основанием для расчета. На основании этих функций и профессионального стандарта можно разработать должностные инструкции и положения о службах охраны труда, максимально подробно охватывающих суть и принципы работы службы.
Данные рекомендации предназначены только для работников службы охраны труда и не предназначены для расчета численности специалистов по пожарной, промышленной, экологической безопасности, производственных врачей и испытательных лабораторий. Таким образом, функциональные задачи служб охраны труда должны быть независимы от других, и функциональные обязанности также должны быть отделены.
Тем не менее, не установлено запрета на вхождение службы охраны труда в структуры более высокого уровня (например, управление производственной безопасностью).
На наш взгляд, статус специалистов и самих служб охраны труда существенно возрастет.
Вступление в силу приказа запланировано с 1 марта 2022 года.
Материал подготовил А.С. Богданов, эксперт в области охраны труда