8 (800) 222-52-09ежедневно с 9:00-21:00Заказать звонок

Обязанности специалиста по охране труда

Обязанности специалиста по охране труда

Что относится к обязанностям специалиста по охране труда?

Специалист по ОТ – это уполномоченный работник организации, на которого возложена ответственность за организацию всех мероприятий по обеспечению техники безопасности и других процедур, связанных с охраной труда. Отдельное лицо назначается на такую должность на предприятии или в организации, если штат превышает 50 человек. Если же людей меньше, то порядок организации процесса отдан на откуп руководителя, который может взять такие обязанности на себя.

По новым правилам 2022 обязанности специалиста по охране труда включают более широкий список обязанностей, по сравнению с ранее действующими требованиями. Основными обязанностями выступают:

  • приведение в соответствие внутренних нормативных документов в соответствии с последними изменениями в законодательстве, в частности с учётом новых подходов к оценке рисков;
  • обеспечение безопасных условий на территории предприятия с учётом существующих нормативов, начиная с организации закупки необходимых СИЗ, вплоть до постоянного мониторинга вентиляционных коммуникаций, систем пожаротушения, работоспособности систем голосового оповещения и состоянием эвакуационных выходов;
  • правильно эксплуатировать все полученное для работы оборудование, следить за исправностью применяемых на производстве агрегатов и инструментов;
  • обучение вопросам ОТ, инструктаж рабочих о порядке применения СИЗ и контроль их применения, проводить аттестацию и вести всю необходимую документацию;
  • расследование несчастных случаев и учёт их результатов, в том числе ведение учёта микротравм;

     Получить консультацию

  • обеспечивать утверждение графика труда и отдыха, проведение регулярных профосмотров;
  • приостанавливать работу в случае возникновения ЧС или не допускать рабочих к выполнению обязанностей, если они не выполняют требований по ТБ;
  • вести учет, отчетность и работу с контролирующими госорганами по вопросам ОТ.

При несчастном случае такой работник обязан организовать помощь всем пострадавшим, обеспечить локализацию аварии, информировать все заинтересованные стороны, в том числе контролирующие организации и родственников, обеспечить формирование комиссии и проведение расследования в пределах 3 рабочих дней (если последствия тяжёлые, в том числе со смертельным исходом - до 15 рабочих дней, а если о нем сообщили позже, то в пределах месяца с момента получения заявления). Кроме того, специалист по охране труда в организации выступает от имени компании в трудовых спорах и судебных разбирательствах по вопросам получения работниками производственных травм и другим вопросам ОТ, поэтому специалист должен хорошо разбираться в вопросах права.

Достоинствами профессии можно назвать постоянную востребованность и достойный уровень оплаты труда. Но необходимо учитывать, что на такой должности необходимо иметь уверенность в себе и настойчивость, так как руководство неохотно реализует все требования, считая их экономически невыгодными и мешающими нормальной деятельности. В связи с этим специалисту по ОТ необходимо уметь доступно и убедительно доносить информацию как до руководства, так и до рядовых работников. Исходя из вышеизложенного, такой специалист мало того, что должен иметь широкий профиль компетенций, знать обязанности каждого работника на предприятии, но и уметь налаживать коммуникации с любым человеком начиная с обычных работяг и заканчивая представителями органов надзора.

Что должно быть в инструкции по охране труда 2022?

Изменения в трудовое законодательство вынуждает все предприятия оперативно до конца 2022 года внести изменения в инструкции по ОТ в соответствии с приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 №772н. Новый порядок начнет действовать с 1 января 2023 года. Необходимо принять во внимание, что нормативный акт, которым были введены типовые инструкции, признан утратившим силу и статьи ТК РФ изменили номера, а значит все ссылки необходимо обновить.

Кроме того, предусмотрена четкая структура таких инструкций, в которые необходимо включить следующие разделы с указанием:

  • общие требования ОТ – необходимость выполнения правил и графиков труда и отдыха, помимо перечисленных ранее вредных и опасных производственных факторов нужно перечислить профриски и опасности, указать список всех СИЗ, прописать последовательность уведомления о любых ЧС и профилактические требования;
  • требования ОТ перед началом работы – подготовка оборудования к работе, материалов, СИЗ;
  • требования ОТ во время работы – порядок соблюдения безопасности при работе с механизмами, инструментом и материалами, предусматривающие максимальное избежание ЧС и порядок применения СИЗ;

     Получить консультацию

  • требования ОТ при ЧС – список возможных ситуаций, что должны делать работники, оказание первой помощи в каждой из ситуаций;
  • требование ОТ при завершении работ – порядок завершения работы или передачи смены, ликвидация отходов, особенности личной гигиены, предоставление информации о факторах, влияющих на безопасность труда на рабочем месте.

Опираясь на опыт деятельности и выявленные в результате анализа профессиональные риски могут быть предусмотрены более широкие требования к технике безопасности. Такие требования не должны расходиться с нормами действующего законодательства. Приведение к новым требованиям и регулярное обновление инструкций также входит в должные обязанности специалиста по охране труда.

Какая ответственность у специалиста по охране труда?

Главной отличительной характеристикой профессии является значительный уровень ответственности. Если при возникновении ЧС будут выявлены отклонения от норм закона, то специалист по охране труда должен быть привлечен к административной, дисциплинарной и даже уголовной ответственности. Если будет доказана его вина в нанесении материального ущерба, то возмещать его также придется из своего кармана. Поэтому размер ответственности начинается от 200 тысяч рублей, а при привлечении к уголовной ответственности возрастает до 5 лет заключения.

Вам также может быть интересно