8 (800) 222-52-09

Круглосуточно

Заказать звонок

Обеспечение права работников на санитарно-бытовое обслуживание

Санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя.

Требования охраны труда – это государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в т.ч.правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ).

Для обеспечения санитарно-бытового обслуживания работников, работодателем по установленным нормам:

- оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки,

- организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи,

- устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.

Работодатель за счет собственных средств обеспечивает доставку в медицинские организации или к месту жительства пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний работников, а также по иным медицинским показаниям, если другое не предусмотрено ТК РФ, федеральными законами и НПА РФ (ст. 216.3 ТК РФ).

В состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, места для размещения полудушей, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды, сушки волос и др. (п. 5.4 СП 44.13330.2011).

В соответствии с ведомственными нормативными документами допускается дополнительно к указанным предусматривать другие санитарно-бытовые помещения и оборудование. Их состав определяется с учетом группы производственного процесса и санитарной характеристики.

Требования к оборудованию санитарно-бытовых помещений содержатся в санитарных правилах и нормативах.

Так, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N40 утверждены санитарные правила СП 2.2.3670-20, которыми установлены обязательные требования к обеспечению безопасных для человека условий труда.

Соблюдение СП 2.2.3670-20 обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (не распространяются на условия труда водолазов, космонавтов, выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач).

В разделе VIII СП 2.2.3670-20 содержатся требования, предъявляемые к санитарно-бытовым помещениям.

Так, в частности, санитарно-бытовые помещения, предназначенные для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, должны быть оборудованы устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением.

В гардеробных шкафчики для хранения одежды должны предусматривать раздельное хранение рабочей и личной одежды.

В санитарно-бытовых помещениях должна проводиться влажная уборка и дезинфекция после каждой смены.

На предприятии должны быть организованы помещения для приема пищи. Прием пищи вне организованных помещений не допускается.

Все рабочие обеспечиваются питьевой водой, соответствующей требованиям гигиенических нормативов.

Для обеспечения санитарно-бытового обслуживания работников, работодателем по установленным нормам организуются посты для оказания первой помощи пострадавшим, укомплектованные аптечками.

Требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам, утверждены Приказом Минздрава России от 15.12.2020 N 1331н.

Медицинские изделия, которыми комплектуется аптечка, должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Аптечки, укомплектованные (произведенные) до вступления в силу названного приказа (до 01.09.2021), применяются в течение их срока годности, но не позднее 31.08.2025 г.

Медицинские изделия и прочие средства, которыми укомплектована аптечка, по истечении сроков годности, подлежат списанию и уничтожению (утилизации) в соответствии с законодательством РФ.

Если медицинские изделия и прочие средства, предусмотренные требованиями, использованы или списаны и утилизированы, то аптечку необходимо пополнить.

В состав каждой аптечки должна входить инструкция по оказанию первой помощи с применением аптечки для оказания первой помощи работникам (не менее 1 шт.).

В случае нарушения стерильности медицинских изделий, которыми укомплектована аптечка, использовать их запрещено.

Обеспечение работникам бытовых нужд, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, в т.ч. санитарно-бытовыми помещениями, помещениями для приема пищи и др., имеет важное значение. В целях улучшения условий и охраны труда, трудовое законодательство РФ возлагает на работодателя, в числе прочих обязанностей по охране труда, обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников.

Материал подготовила Гетко А.В., эксперт в области охраны труда

Учебный центр повышения квалификации «СЭМС»Контакты:
Адрес:ул. Заставская, д. 33 литера Ж, пом. 106Санкт-Петербург,
Телефон:8 (800) 100-26-02,Факс:8 (800) 100-26-02,Электронная почта: info@dpokurs.ru