Нужно ли проводить периодическую СОУТ на рабочих местах с допустимым классом условий труда?
В соответствии с последней редакцией федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ:
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, работодателем подаётся в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Таким образом, если рабочее место признано вредным (класс 3.1-3.4) по результатам СОУТ, а также если осуществляется такая работа, по которой работникам предоставляются какие-либо гарантии и компенсации (в том числе, право раннего выхода на пенсию), то декларация не может подаваться на такие места.
С 1 января 2021 года в закон внесены изменения и теперь декларация является бессрочной (пункт 4 статьи 11 указанного федерального закона), если на рабочем месте не произошли:
- Несчастные случаи на производстве (кроме несчастных случаев по вине третьих лиц);
- Профессиональные заболевания, причиной которых явилось воздействие вредных или опасных производственных факторов;
- Нарушения требований охраны труда, выявленные в ходе государственного надзора
В этом случае декларация прекращает своё действие по решению соответствующего контролирующего органа, и делается соответствующая запись в госреестре, таким образом снова нужно провести внеплановую оценку условий труда на этом рабочем месте.
В иных случаях, декларация продолжает своё действие и таким образом, проведение повторной специальной оценки не требуется (пункт 4 статьи 8 федерального закона).
Однако, следует отметить, что случаи, предусмотренные законом для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, распространяются и на эти рабочие места тоже. Это может быть предписание инспектора, изменение технологического процесса, а также наличие мотивированных, то есть с тщательным обоснованием необходимости такой оценки, предложений профсоюзного органа работников.
Таким образом, политика государства в области охраны труда направлена на то, чтобы заинтересовать работодателя в улучшении условий труда, в приведении условий труда на рабочих местах в соответствие установленным законом требованиям. В этом случае он экономит деньги как на гарантиях и компенсациях, так и на необходимости проведения регулярной СОУТ на данных рабочих местах.