8 (800) 222-52-09ежедневно с 9:00-21:00Заказать звонок

Методики управления профессиональными рисками

Методики управления профессиональными рисками

Оценка профессиональных рисков

На первом этапе оценки управления профессиональными рисками необходимо выявить и составить перечень опасностей, присутствующих на каждом рабочем месте. Это может сделать комиссия, создаваемая приказом руководителя организации. Никаких особых требований к комиссии в настоящее время не предъявляется. Но желательно, чтобы комиссия была обучена по 40-часовой программе по охране труда для руководителей и специалистов. Но выявление опасностей — это лишь первый этап. Единой методики оценки каждой из этих опасностей не существует. На втором этапе работодатель вправе применять ту методику, которую посчитает нужным, главное – подробно её описать в «Положении о системе управления профессиональными рисками». Важно понимать, что риск – это математическая величина, показывающая в широком смысле вероятность наступления того или иного события. Поэтому математические модели оценки риска могут быть связаны, к примеру, со статистическими данными по произошедшим за несколько лет несчастными случаями на производстве. В итоге все может быть приведено к понятным терминам и определениям – «низкий риск», «средний риск», «высокий риск». Эти сведения отражаются в карте оценки профессиональных рисков, которые составляет комиссия на каждое рабочее место.

План мероприятий профессиональных рисков

После того как для каждого рабочего места определён набор рисков и проанализирован уровень каждого из них для каждого рабочего места, разрабатывается план мероприятий по снижению тех рисков, которые признаны высокими и (или) средними. Выполнение этих мероприятий также контролирует комиссия. После выполнения мероприятий, риск может быть переоценён заново и составлены новые карты оценки профессиональных рисков. Максимальных сроков действия карт оценки рисков по законодательству не установлено. Система управления профессиональными рисками эффективна, если в результате переоценки уровень риска по некоторым опасностям снизится. Работники также должны быть ознакомлены с новыми картами оценки профессиональных рисков.
.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (ст. 209 ТК РФ)

Перечень возможных опасностей около ста, они сгруппированы в 32 группы (п. 35 приказа Минтруда России от 19.08.2016 №438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда"). Это могут быть:

  • механические опасности;
  • электрические опасности;
  • термические опасности;
  • опасности, связанные с растениями и животными;
  • опасности пожара;
  • опасности транспорта
  • опасности, связанные с воздействием определённых вредных факторов (шума, вибрации, химических веществ и др.)

На первом этапе оценки управления профессиональными рисками необходимо выявить и составить перечень опасностей, присутствующих на каждом рабочем месте. Это может сделать комиссия, создаваемая приказом руководителя организации. Никаких особых требований к комиссии в настоящее время не предъявляется. Но желательно, чтобы комиссия была обучена по 40-часовой программе по охране труда для руководителей и специалистов.

Но выявление опасностей — это лишь первый этап. Единой методики оценки каждой из этих опасностей не существует. На втором этапе работодатель вправе применять ту методику, которую посчитает нужным, главное – подробно её описать в «Положении о системе управления профессиональными рисками».

Важно понимать, что риск – это математическая величина, показывающая в широком смысле вероятность наступления того или иного события. Поэтому математические модели оценки риска могут быть связаны, к примеру, со статистическими данными по произошедшим за несколько лет несчастными случаями на производстве. В итоге все может быть приведено к понятным терминам и определениям – «низкий риск», «средний риск», «высокий риск». Эти сведения отражаются в карте оценки профессиональных рисков, которые составляет комиссия на каждое рабочее место.

После того как для каждого рабочего места определён набор рисков и проанализирован уровень каждого из них для каждого рабочего места, разрабатывается план мероприятий по снижению тех рисков, которые признаны высокими и (или) средними. Выполнение этих мероприятий также контролирует комиссия.

После выполнения мероприятий, риск может быть переоценён заново и составлены новые карты оценки профессиональных рисков. Максимальных сроков действия карт оценки рисков по законодательству не установлено. Система управления профессиональными рисками эффективна, если в результате переоценки уровень риска по некоторым опасностям снизится. Работники также должны быть ознакомлены с новыми картами оценки профессиональных рисков.

Материал подготовил А.С. Богданов, эксперт в области охраны труда

Вам также может быть интересно