Государственная экспертиза условий труда
Проведения государственной экспертизы условий труда
Орган государственной экспертизы условий труда
Основные положения Порядка №755
Процедуры госэкспертизы условий труда
Проводится госэкспертиза условий труда на основании:
• определений судебных органов;
• обращений органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей и (или) их объединений, работников, профсоюзов и (или) их объединений, иных представительных органов работников (при наличии), а также государственных внебюджетных фондов РФ, организаций, проводящих СОУТ (ст. 213 ТК РФ).
Если работодатель не уверен в том, что у него качественно (в том числе объективно и непредвзято) проведена СОУТ, правильно предоставляются работникам гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. а также в целях оценки фактических условий труда работников, он может обратиться за проведением госэкспертизы условий труда.
Проводят госэкспертизу условий труда:
• федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственные инспекции труда);
• органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны.
С 01.03.2022 вступил в силу новый Порядок проведения госэкспертизы условий труда, утв. Приказом Минтруда России № 775н от 29.10.2021 (далее — Порядок № 775н), аналогичный порядок, утв. Приказом Минтруда России от 12.08.2014 N 549н, утратил силу.
Порядком № 755н определены подача заявления и перечень указываемых в нем сведений, процедуры и сроки проведения госэкспертизы условий труда, рассмотрение оснований для ее проведения, проведение госэкспертизы, исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса, оформление результатов госэкспертизы, рассмотрение разногласий по вопросам ее проведения, перечень документов из отчета о СОУТ, и перечень документов, который может быть запрошен дополнительно.
Рассмотрим основные положения Порядка №755:
Для проведения госэкспертизы условий труда работодателю (заявителю) необходимо направить заявление о ее проведении по установленной форме. Типовые формы документов, необходимые для проведения госэкспертизы условий труда, в том числе форма заявления, утв. Приказом Минтруда России № 765н от 28.10.2021.
Перечень документов, которые дополнительно прилагаются к заявлению, зависит от того, кто является заявителем, и от вида госэкспертизы условий труда.
Если работодатель подает заявление о проведении госэкспертизы для оценки качества проведения СОУТ, то кроме необходимых сведений, указанных им в заявлении, дополнительно прилагаются сведения об организации (организациях), проводившей у него СОУТ, в том числе заверенные им копии документов (уведомление о ее регистрации в реестре организаций, проводящих СОУТ (в ФГИС СОУТ), аттестат аккредитации и область аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, сертификаты экспертов организации, проводивших СОУТ).
• Работодатель, при подаче заявления на госэкспертизу (в зависимости от ее вида), дополнительно прилагает заверенные им копии документов, перечисленных в п. 12 Порядка № 755н:
1. Для оценки качества проведения СОУТ (прилагает документы, указанные в пп «а» п 12 Порядка № 775н);
2. Для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (документы, указанные в пп. «б» п 12 Порядка № 775н);
3. Для оценки фактических условий труда работников (документы, указанные в пп «в» п. 12 Порядка № 775н).
Если работодателем не могут быть представлены указанные документы, то в заявлении ему придется указать причину. Если работодатель направляет документы в электронном виде, то необходимо сделать электронную подпись. Орган госэкспертизы условий труда может запросить иные дополнительные документы.
Процедуры госэкспертизы условий труда включают в себя (п. 20 Правил №755н):
1. Рассмотрение заявления (обращения) для определения полноты сведений в нем;
2. Проведение экспертной оценки объекта госэкспертизы условий труда;
3. Организация проведения (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса;
4. Оформление результатов госэкспертизы условий труда.
Срок проведения экспертизы не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации заявления (обращения), он может быть продлен не более чем на 60 рабочих дней;
По результатам госэкспертизы условий труда (в зависимости от ее цели), государственный эксперт составляет проект заключения (в 2-х экземплярах):
• о соответствии (несоответствии) качества проведения СОУТ требованиям законодательства;
• об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
• о соответствии (несоответствии) фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.
Не позднее 3-х рабочих дней с даты утверждения заключения, один экземпляр выдается на руки работодателю (если он заявитель, его представителю) или направляется по почте с уведомлением о вручении, также может быть направлен на его электронную почту (в таком случае подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью).
Рассмотрение разногласий по вопросам проведения госэкспертизы условий труда осуществляется в установленном порядке.
Работодатель может воспользоваться своим правом и для оценки качества проведения у него СОУТ, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников, обратиться в уполномоченные органы для проведения госэкспертизы условий труда.
Материал подготовила Гетко А.В., эксперт в области охраны труда